
Ансамбль народных инструментов
АНСАМБЛЬ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Руководитель: Разводов Михаил Иванович
Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:
- выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;
- дать основы музыкальной грамоты;
- воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;
- развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
- дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;
- познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;
- дать понятие о музыкальных стилях и театрах.
Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:
1. Общепедагогические:
- репродуктивный (вербальный, невербальный);
- проблемно-поисковый;
- креативный (творческий).
2. Музыкального воспитания:
- индивидуальный;
- ансамблевый.
Вся деятельность оркестра происходит под руководством педагога Разводова М. И., деятельность которого строится на следующих принципах:
- доступность занятий для всех желающих, начиная с 1-го класса общеобразовательной школы;
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- доступность понимания и исполнения музыки;
- разностороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.
- развитие музыкального слуха, слухового внимания;
- развитие гармонического и тембрового слуха;
- развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;
- выработка свободной посадки с инструментом;
- освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;
- развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
- развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии.
Программа включает следующие разделы:
- Обучение игре на музыкальных инструментах .
- Ансамбль (игра по группам).
- История музыкальной культуры.
Состав ансамбля делиться по группам :
Младшая – объединяет учащихся первого года обучения.
В группе работа ведется по трем направлениям:
- освоение музыкальной грамоты;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.
Старшая – объединяет учащихся 2-го, 3-го и 4-го годов обучения.
В группе происходит
- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры;
- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.
Наполняемость по ступеням (18 часов недельной нагрузки).
Младшая группа – 1-й год обучения – 2 учащихся;
Старшая группа – 2-3-4 й год обучения – 6 учащихся;
Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в концертах посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце творческого сезона, в смотрах и т.п.).
Ансамбль русских народных инструментов возглавляет музыкальный руководитель. В его обязанности входит:
- комплектование ансамбля;
- подбор репертуара, инструментовка произведений;
- работа с группами ;
- теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);
- подготовка бесед по истории музыкальной литературы;
- подбор произведений для прослушивания профессиональных оркестров русских народных инструментов.
Основной формой работы в ансамбле являются групповые занятия. Они играют главную роль в вопросе формирования музыканта педагог направляет рост и развитие учащегося по намеченному плану и решает следующие задачи:
- постановка правой руки (при звукоизвлечении);
- постановка левой руки (при игре произведений);
- развитие слуха;
- изучение нотной грамоты.
При подборе репертуара ансамбля педагог должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений.
В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению.
Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:
|
Кроме народных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, нотная и методическая литература, фонотека.
По окончанию обучения учащиеся должны:
- иметь представление о русских народных музыкальных инструментах и игре оркестра;
- применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах;
- слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
- исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
- бережно относиться к музыкальным инструментам;
- знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах;
- вести здоровый образ жизни.
На 6-й и 7-й года обучения в оркестре наиболее активные учащиеся, обладающие отличным музыкальным слухом, чувством ритма. Совмещают игру в оркестре музыкальных народных инструментов с занятиями в эстрадной группе. За 6-й и 7-й года обучения учащиеся успевают освоить эстрадные инструменты: электрогитары, клавишные, ударные.
4. История музыкальной культуры. Тематические беседы.
- Русские народные инструменты и оркестры.
- История развития струнных народных инструментов.
- В.В. Андреев – основатель и организатор первого оркестра русских народных инструментов.
- История русской музыки, русская народная песня.
- Виртуозы – оркестры, профессиональные им. В.В. Андреева, им. Осипова.
- Виртуозы – исполнители на народных инструментах: балалайка, домра, баян.