Главная / Наши филиалы / Филиал «Марьинский СДК» / Ансамбль народных инструментов

Ансамбль народных инструментов

 

АНСАМБЛЬ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Руководитель: Разводов Михаил Иванович

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

  • выработать умения и навыки правильной игры на народных инструментах;
  • дать основы музыкальной грамоты;
  • воспитать трудолюбие, усидчивость, терпение;
  • развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию, воображение;
  • дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;
  • познакомить с творчеством знаменитых композиторов, с заслуженными исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах;
  • дать понятие о музыкальных стилях и театрах.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы:

1. Общепедагогические:

- репродуктивный (вербальный, невербальный);
- проблемно-поисковый;
- креативный (творческий).

2. Музыкального воспитания:

- индивидуальный;
- ансамблевый.

Вся деятельность оркестра происходит под руководством педагога Разводова М. И., деятельность которого строится на следующих принципах:

доступность занятий для всех желающих, начиная с 1-го класса общеобразовательной школы;
- внимательное отношение к личности воспитанника, побуждение его к творчеству;
- уважение и соблюдение прав ребенка;
- доступность понимания и исполнения музыки;
- разностороннее развитие обучаемого с учетом его индивидуальных особенностей.

  • развитие музыкального слуха, слухового внимания;
  • развитие гармонического и тембрового слуха;
  • развитие чувства ритма, музыкальной памяти, музыкальных представлений, музыкальной техники игры;
  • выработка свободной посадки с инструментом;
  • освоение рациональных движений, умений правильного звукоизвлечения, выразительного исполнения произведений;
  • развитие слухового самоконтроля, качества звучания, ловкости движения пальцев, координации рук во время игры на инструментах;
  • развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии.

Программа включает следующие разделы:

  1. Обучение игре на музыкальных инструментах .
  2. Ансамбль (игра по группам).
  3. История музыкальной культуры.

Состав ансамбля делиться по  группам :

Младшая – объединяет учащихся  первого года обучения.

В группе  работа ведется по трем направлениям:

- освоение музыкальной грамоты;
- овладение музыкальным инструментом (оснащение, строй);
- приобретение навыков ансамблевой игры.

Старшая – объединяет учащихся 2-го, 3-го и 4-го годов обучения.

В группе  происходит

- дальнейшее совершенствование технических возможностей в овладении музыкальными инструментами, усложнение репертуара за счет введения новых приемов игры; 
- знакомство с музыкальными жанрами, с творчеством композиторов;
- знакомство с лучшими исполнителями музыкальных произведений на народных инструментах, прослушивание их игры в грамзаписях.

Наполняемость по ступеням (18 часов недельной нагрузки).

Младшая группа – 1-й год обучения – 2 учащихся;
Старшая группа – 2-3-4 й год обучения – 6 учащихся;

Программа предусматривает контроль усвоения учебного материала через различные формы концертной деятельности (участие в концертах посвященных “красным датам” календаря, отчетных концертах – в конце творческого сезона, в смотрах  и т.п.).

Ансамбль  русских народных инструментов возглавляет музыкальный руководитель.                                              В его обязанности входит:

  • комплектование ансамбля;
  • подбор репертуара, инструментовка произведений;
  • работа с группами ;
  • теоретическая подготовка обучаемых (основы музыкальной грамоты);
  • подготовка бесед по истории музыкальной литературы;
  • подбор произведений для прослушивания  профессиональных оркестров русских народных инструментов.

Основной формой работы в ансамбле являются групповые занятия.                                                                   Они играют главную роль в вопросе формирования музыканта педагог направляет рост и развитие учащегося по намеченному плану и решает следующие задачи:

- постановка правой руки (при звукоизвлечении);
- постановка левой руки (при игре произведений);
- развитие слуха;
- изучение нотной грамоты.

При подборе репертуара ансамбля педагог должен руководствоваться принципом постепенности, по сложности изучаемых произведений.

В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности, бережному отношению к инструментам и здоровому образу жизни, психологии, правоведению.

Для успешной реализации программы необходимо наличие следующего инструментария:

  1. Балалайка прима – 6 штук.
  2.  Шумовые инструменты.

Кроме народных музыкальных инструментов в процессе обучения используются фортепиано, нотная и методическая литература, фонотека.

По окончанию обучения учащиеся должны:

  • иметь представление о русских народных музыкальных инструментах и игре оркестра;
  • применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах;
  • слышать друг друга и понимать форму музыкального произведения;
  • исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
  • бережно относиться к музыкальным инструментам;
  • знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах;
  • вести здоровый образ жизни.

На 6-й и 7-й года обучения в оркестре наиболее активные учащиеся, обладающие отличным музыкальным слухом, чувством ритма. Совмещают игру в оркестре музыкальных народных инструментов с занятиями в эстрадной группе. За 6-й и 7-й года обучения учащиеся успевают освоить эстрадные инструменты: электрогитары, клавишные, ударные.

4. История музыкальной культуры. Тематические беседы.

  1. Русские народные инструменты и оркестры.
  2. История развития струнных народных инструментов.
  3. В.В. Андреев – основатель и организатор первого оркестра русских народных инструментов.
  4. История русской музыки, русская народная песня.
  5. Виртуозы – оркестры, профессиональные им. В.В. Андреева, им. Осипова.
  6. Виртуозы – исполнители на народных инструментах: балалайка, домра, баян.