
Филиал «Кузьминский СДК»
МБУК "КДЦ им. В.Н.Сосина" филиал "Кузьминский СДК"
Театральный кружок "Особый мир" 2019 - 2021г.г.
Руководитель: Чуднова Наталья Геннадьевна, культорганизатор.
Срок реализации: 2 года.
Возрастная категория: 8+
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа театрального кружка "Особый мир" в сельском клубе реализует общекультурное, художественно-эстетическое направления во внеурочной деятельности детей.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности.
И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского
возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с
помощью выразительных средств театрального искусства таких как,
интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с
содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей
воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события,
взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов
детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,
танцевального, сценического). Одновременно способствует сплочению коллектива, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в эстетическом воспитании, так и в организации их досуга.
Театральное искусство способно помочь ребёнку раздвинуть рамки
постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть
непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии
игры дети и руководители кружков взаимодействуют, получая максимально
положительный результат.
Актуальность: ориентирование на всестороннее развитие личности ребенка,
его неповторимой индивидуальности, психологических особенностей развития детей.
Цель: формирование у детей способности управления культурным пространством своего существования в процессе создания и представления художественных произведений.
Задачи: расширение общего и художественного кругозора детей, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Формы занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Расписание занятий кружка:
Среда - 17:00-18:00 ч.
Тематический план.
Тема занятий. Первый год.
1 Знакомство с особенностями занятий в театральном кружке. 1ч.
2 Знакомство с видами театрального искусства. 1ч.
3 Репетиции театральных миниатюр, сценок ко Дню матери. 6ч.
4 Знакомство с театрализованной Новогодней постановкой, распределение ролей 1ч.
5 Репетиции и представление Новогоднего концерта 6ч.
6 Развивать у детей воображение, фантазию, пантомимические навыки. Познакомить детей с пиктограммами. Развивать умение детей пользоваться мимикой и жестами. Имитировать характерные движения сказочных персонажей. 1ч.
7 Репетиция кукольного спектакля.2ч.
8 Представление спектакля. 1ч.
9 Репетиции театральных миниатюр, сценок к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню. Представление. 6ч.
10 Знакомство с театрализованной постановкой на Масленицу, распределение ролей. Репетиции. 3ч.
11 Репетиции театральных миниатюр, сценок к Дню Победы. 8ч.
Итого за год 36 часа.
Тема занятий. Второй год.
1 Знакомство с особенностями занятий в театральном кружке. 1ч.
2 Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре. 1ч
3 Репетиции театральных миниатюр, сценок ко Дню матери. 6ч.
4 Занятия ритмопластикой. Техника сценической речи. 1ч.
5 Знакомство с театрализованной Новогодней постановкой, распределение ролей 1ч.
6 Репетиции и представление Новогоднего концерта 6ч.
7 Принципы театрального мастерства: систематичность, последовательность, организация. 1ч.
8 Культура и техника сценической речи. 2ч.
9 Репетиции театральных миниатюр, сценок к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню. Представление. 6ч.
10 Знакомство с театрализованной постановкой на Масленицу, распределение ролей. Репетиции. 3ч.
11 Репетиции театральных миниатюр, сценок к Дню Победы. 8ч.
Итого за год 36 часа.
Содержание деятельности.
Театральная миниатюра. Актерский этюд. Наблюдения актера.
Театральные миниатюры. Проблемная ситуация персонажа и способы решения.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность,
образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству.
Театральная игра. Исторически сложившееся общественное явление,
самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные
группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное,
слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление,
фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в
четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в
действие одновременно или последовательно; развивать координацию
движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их;
развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию;
учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических
движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь,
творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки,
подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи;
тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться
интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными
понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы
актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Предполагаемые умения и навыки детей
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь менять высоту и силу звучания голоса.
Уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и
разных позах и с разными интонациями.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Личностные результаты.
У детей будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других детей;
Обучающийся научится: понимать и принимать поставленную задачу;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Литература:
1. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество.
2. Кипнис М. Актерский тренинг –2009.
3. Гиппиус С.В. Актерский тренинг: гимнастика чувств –2007.
4. Гребенкин А.В. Сценическое движение -2003.
МБУК "КДЦ им. В.Н.Сосина" филиал "Кузьминский СДК"
Клуб любителей песни "Радужата" 2019 - 2021г.г.
Руководитель: Чуднова Наталья Геннадьевна, культорганизатор.
Срок реализации: 2 года.
Возрастная категория: 6+
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа клуба любителей музыки "Радужата" имеет художественную, нравственную и эстетическую направленность. Необходимость развития музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры у детей. И если ребёнок хочет и любит петь, важно ему помочь в этом, помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности. Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, пробуждается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и «энергия мышления» даже у самых инертных детей. «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие человека», - утверждает известный педагог Сухомлинский.
Актуальность: Ориентирование на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, психологических особенностей развития детей.
Цели: Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи: Расширять знания детей об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение. Развить умение держаться на сцене и вызывать у зрителей живой эмоциональный отклик. Развить природные способности детей: фантазию, воображение, внимание, контактность. Принимать участие в сельских выступлениях на концертах.
Формы занятий: репетиционные, постановочные, информационные (беседы).
Общая характеристика. Надо учитывать, что каждый ребенок есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
1.Музыкальное сопровождение как методический приём. Помочь детям приобрести умения начинать и заканчивать исполнять песню вместе с музыкой. Правильно подобранный репертуар несёт в себе эмоции, которые исполнители проявляют в пении.
2.Наглядно-зрительный метод применяется для того, чтобы конкретизировать впечатления, разбудить фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы. Зрительная наглядность должна сочетаться со слуховой, помогать слуховому восприятию.
3.Словесный метод- с помощью слова можно углубить восприятие музыки, сделать его более образным, осмысленным. Особенностью словесного метода в воспитании детей является то, что здесь требуется не бытовая, а образная речь для пояснения содержания песен.
4. Игровой метод - у младших школьников игра-ведущий вид деятельности. Следовательно, занятия должны быть так составлены, чтобы они напоминали игру, но отвечали задачам, которые необходимо решить на данном этапе.
Реализация следующих принципов:
1.Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2. Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний. Научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3. Принцип посильной трудности. Ребенок должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4. Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
Особое место уделяется концертной деятельности: дети исполняют песни в рамках праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает ребятам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом. Знакомство с календарно - обрядовыми праздниками; соединение пения с движением, танцем. Знакомство с законами сцены, участие в постановке инсценировок обрядов и театрализованных представлений. Участие в театрализованных спектаклях, программах художественно-эстетической направленности. Беседы-обсуждения впечатлений детей;
Предполагаемые результаты.
У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах сельского клуба, культурных событиях деревни и др. Формируются эстетические чувства и художественный вкус, развивается музыкальный слух.
Расписание занятий кружка:
Среда - 18:00-19:00 ч.
Тематический план.
Тема занятий. Первый год.
1 Вводное занятие. Исполнение знакомых песен. 1ч.
2 Знакомство с особенностями занятий клуба. 1ч.
3 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме. Репетиции к Дню матери. 6ч.
4 Подбор репертуара на Новый год. 1ч.
5 Репетиции и представление новогоднего концерта. 6ч.
6 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни из мультфильмов. 1ч.
7 Музыкальная викторина "Песни из мультфильмов". 2ч.
8 Подбор репертуара к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню. 1ч.
9 Репетиции к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню.Представление. 6ч.
10 Подбор песен к театрализованной постановке на Масленицу. Репетиции. Представление. 3ч.
11 Подбор песен о войне. Репетиции к Дню Победы. 8ч.
Итого за год 36 часа.
Тема занятий. Второй год.
1 Вводное занятие. Исполнение знакомых песен. 1ч.
2 Знакомство с особенностями занятий клуба. 1ч
3 Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения. Песни о маме. Репетиции к Дню матери. 6ч.
4 Подбор репертуара на Новый год. 1ч.
5 Репетиции и представление Новогоднего концерта. 6ч.
6 Песни Шаинского. Интересные факты творчества композитора. 1ч.
7 Сценический образ, сценическое движение. Народная песня, сказки небылицы. Рождественские игры. 2ч.
8. Подбор репертуара к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню. 1ч.
9 Репетиции к Дню защитника Отечества, к Международному женскому Дню. Представление. 6ч.
10 Подбор песен к театрализованной постановке на Масленицу. Репетиции. Представление. 3ч.
11 Подбор песен о войне. Репетиции к Дню Победы. 8ч.
Итого за год 36 часа.