Кружок «Волшебное тесто»

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

         Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

        Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
         Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
        Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

 Актуальность лепки из теста 

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легкоотстирывающимся и доступным материалом.

 

Срок проведения: с 1 октября по 31 мая

 

Возрастная группа:  дети 4-8 лет- первая группа

                                  дети 8-12 лет- вторая группа

 

Периодичность занятий:

                                  вторник с 17-00 до 19-00

                                  пятница с 17-00 до 19-00

Форма организации: подгрупповая

 Длительность занятий: 45 - 60 минут

 

Место проведения кружка: КДЦ им. В.Н.Сосина

 Цель кружковой деятельности:

раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов.

 

Задачи кружковой деятельности:

 1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

4. Изучить различные виды декоративно – прикладного искусства.

5. Развивать коммуникативные навыки детей.

 

Изделия из соленого теста являются украшением любого интерьера, так же могут быть подарочным сувениром к любому празднику.

 Принципы составления программы:

 От простого к сложному.

  • Связь знаний, умений с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Формы подведения итогов объединения:

Проведение мастер – классов;

Участие в клубных тематических выставках;

Участие в районных и окружных конкурсах;

Итоговая выставка.

Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста

Октябрь.

Цикл занятий «Овощи и фрукты», «Цветы»: «овощи», «фрукты», «корзина с грибами», « подсолнечник», «ромашки и розы»

Задачи:

1. Изучение основ тестопластики

2.  Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

3. Изучение лепки объемных фигур

3.  Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

4.  Закреплять знание фруктов и овощей.

Ноябрь.

Цикл занятий «Сказки», «Дымковская игрушка», «День матери» : «жар- птица», «белочка с орешками», «дымковская курочка с цыплятами», «подсвечник».

Задачи:

1.  Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.

2.  Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами          

4. Вспомнить  о сказках и сказочных героях.

5 Изучить вид декоративно –прикладного искусства «Дымковская игрушка».

 

Декабрь.

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «обезьянка», «елочка», «дед мороз и снегурочка»

Задачи:

1.  Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

2.  Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

3.  Развивать чувство формы, пропорций.

4.  Воспитывать аккуратность.

 

Январь.

Цикл занятий «Животные и птицы нашего края »: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик», «грибок- теремок», «сова».

Задачи:

1.  Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

2.  Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.

3.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.

 

Февраль.

Цикл занятий «День защитника отечества», «Цирк»: «клоун», «животные на арене» «открытка для папы», «военная техника», «валентинки».

Задачи:

1.  Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

2. Провести беседу о дне защитника отечества, подготовить подарки для пап и дедушек.

3.  Развивать наблюдательность.

4.  Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

 

Март.

 Цикл занятий «Восьмое марта», «Сокольская керамика»:

«Ваза с розами», «открытка для мамы»,  «кувшин», «сокольская тарелочка»

Задачи:

1.  Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

2.  Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

3.  Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

4.  Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.

5.  Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.

6.  Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

 

Апрель.

Цикл занятий «Подводный мир», «Зоопарк»: «Панно -подводный мир», «узорные рыбки», «слоник», «жираф».

Задачи:

1.  Учить детей лепить рыбок, морского конька и других подводных обитателей.

2.  Повторение способов декоративного оформления поделок с помощью различных предметов (колпачков фломастеров, стеков, штампов)

3.  Развивать технические умения и навыки.

4.  Воспитывать аккуратность.

 Май.

Цикл занятий «День победы», «Цветы», «Декоративные панно для кухни» : «голубь мира», «сакура», «самовар», «кофейное панно».

 Задачи:

 Побеседовать с детьми о празднике «День победы». Подготовить подарки для родных .

  1. Изучить способы лепки цветов.
  2. Побеседовать с детьми о важности декоративно- прикладного искусства, оформление кухни
  3. Закрепить знания и умения, приобретенные в ходе занятий.