Кружок «Волшебное тесто»

ПРОГРАММА КРУЖКА

ПО ЛЕПКЕ ИЗ СОЛЕНОГО ТЕСТА

«ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО»

 

Руководитель кружка:

Юрченко Вероника Ильгизовна

2015-2016 г. г.

         Ученые утверждают, что дошкольный период развития человека один из наиболее важных и ответственных. Уже в этот период жизни у детей возникает потребность и стремление постигать мир и себя в этом мире. Самые любимые занятия дошкольников – это лепка и рисование. Сначала дети познают мир чувственным образом, затем мир раскрывается на листе бумаги в процессе рисования.

        Лепка – процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом.
         Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно, ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий), развивает ребенка эстетически. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми.
        Занятие лепкой является одной из начальных форм художественного воспитания детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе – поможет тестопластика.

 

Актуальность лепки из теста 

  • на занятиях в кружках дети учатся планировать свою работу, реализовывать воображаемые идеи в реально существующие объекты;
  • создание трехмерных объектов развивает пространственное мышление;
  • во время работы ребенок также учится синхронизировать работу обеих рук, а при лепке точных деталей улучшается их мелкая моторика;
  • в подобном творческом процессе хорошо развивается сенсорная чувствительность, восприятие цвета, формы, фактуры и т.д.;
  • получив и освоив начальные навыки, ребенок готов к самостоятельному творчеству, в процессе которого замечательно развивается фантазия малыша;
  • в кружках нет обязательной программы, ребенок выполняет только то, что ему по силам;
  • по той же причине занятия могут проводиться в форме игры;
  • свободное общение во время занятий в кружке дает предпосылки к коллективному творчеству;
  • само по себе тесто является теплым, экологически чистым, легкоотстирывающимся и доступным материалом.

 

Срок проведения: с 1 октября по 31 мая

 

Возрастная группа: дети 4-8 лет- первая группа

                                  дети 8-12 лет- вторая группа

 

Периодичность занятий:

                                  вторник с 17-00 до 19-00

                                  четверг с 17-00 до 19-00

Форма организации: подгрупповая

 

Длительность занятий: 45- 60 минут

 

Место проведения кружка: КДЦ им. В.Н.Сосина

 

Цель кружковой деятельности:

 раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов.

 

Задачи кружковой деятельности:

 1. Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из соленого теста;

2. Развивать тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;

3. Обогатить предметно-развивающую среду группы, способствующую проявлению творческой активности детей.

4. Изучить различные виды декоративно – прикладного искусства.

5. Развивать коммуникативные навыки детей.

 

Изделия из соленого теста являются украшением любого интерьера, так же могут быть подарочным сувениром к любому празднику.

 

Принципы составления программы:

 

  • От простого к сложному.
  • Связь знаний, умений с практикой.
  • Доступность.
  • Системность знаний.
  • Воспитывающая и развивающая направленность.
  • Активность и  самостоятельность.
  • Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Формы подведения итогов объединения:

Проведение мастер – классов;

Участие в клубных тематических выставках;

Участие в районных и окружных конкурсах;

Итоговая выставка.

Перспективное планирование работы кружка по лепке из соленого теста

Октябрь.

Цикл занятий «Овощи и фрукты», «Цветы»: «овощи», «фрукты», «корзина с грибами», « подсолнечник», «ромашки и розы»

Задачи:

1. Изучение основ тестопластики

2.  Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

3. Изучение лепки объемных фигур

3.  Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

4.  Закреплять знание фруктов и овощей.

Ноябрь.

Цикл занятий «Сказки», «Дымковская игрушка», «День матери» : «жар- птица», «белочка с орешками», «дымковская курочка с цыплятами», «подсвечник».

Задачи:

1.  Продолжать учить создавать объемные фигуры из соленого теста.

2.  Продолжать учить оформлять работы дополнительными материалами          

4. Вспомнить  о сказках и сказочных героях.

5 Изучить вид декоративно –прикладного искусства «Дымковская игрушка».

 

Декабрь.

Цикл занятий «Готовимся к Новому году»: «снеговик», «новогодние игрушки», «обезьянка», «елочка», «дед мороз и снегурочка»

Задачи:

1.  Вызвать интерес к зимней и новогодней тематике, формировать у детей представление о народных праздниках, их атрибутах.

2.  Показать разные приемы оформления лепных фигурок – выкладывание узора из бусин и бисера, нанесение узора стекой, штампование (печатание) декора колпачками фломастеров.

3.  Развивать чувство формы, пропорций.

4.  Воспитывать аккуратность.

 

Январь.

Цикл занятий «Животные и птицы нашего края »: «ежик», «мышь», «бельчонок», «зайчик», «грибок- теремок», «сова».

Задачи:

1.  Учить анализировать особенности строения животных, соотносить части по величине и пропорциям.

2.  Развивать глазомер, умение синхронизировать работу обеих рук.

3.  Воспитывать уважительное и бережное отношение к животным.

 

Февраль.

Цикл занятий «День защитника отечества», «Цирк»: «клоун», «животные на арене» «открытка для папы», «военная техника», «валентинки».

Задачи:

1.  Продолжать учить детей создавать выразительные образы, сочетая разные способы и приемы лепки.

2. Провести беседу о дне защитника отечества, подготовить подарки для пап и дедушек.

3.  Развивать наблюдательность.

4.  Воспитывать заботливое отношение к результатам своего труда.

 

Март.

 Цикл занятий «Восьмое марта», «Сокольская керамика»:

«Ваза с розами», «открытка для мамы»,  «кувшин», «сокольская тарелочка»

Задачи:

1.  Продолжать учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно.

2.  Развивать воображение, чувство формы и пропорций.

3.  Воспитывать трепетное отношение к маме, желание сделать ей приятное.

4.  Знакомить детей с основными видами сокольской керамической посуды.

5.  Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.

6.  Воспитывать интерес к гончарному ремеслу.

 

Апрель.

Цикл занятий «Подводный мир», «Зоопарк»: «Панно -подводный мир», «узорные рыбки», «слоник», «жираф».

Задачи:

1.  Учить детей лепить рыбок, морского конька и других подводных обитателей.

2.  Повторение способов декоративного оформления поделок с помощью различных предметов (колпачков фломастеров, стеков, штампов)

3.  Развивать технические умения и навыки.

4.  Воспитывать аккуратность.

 

Май.

Цикл занятий «День победы», «Цветы», «Декоративные панно для кухни» : «голубь мира», «сакура», «самовар», «кофейное панно».

 Задачи:

 Побеседовать с детьми о празднике «День победы». Подготовить подарки для родных .

  1. Изучить способы лепки цветов.
  2. Побеседовать с детьми о важности декоративно- прикладного искусства, оформление кухни
  3. Закрепить знания и умения, приобретенные в ходе занятий.

 

 Список детей занимающихся в кружке:  

  1. Марченко Оля
  2. Марченко Аня
  3. Чижова Лера
  4. Ясникова Таня
  5. Ясников Илья
  6. Кучерихин Ярослав
  7. Минеева Соня
  8. Краснощекова Даша
  9. Кучерихина Настя
  10. Солоненко Настя
  11. Баннова Маша
  12. Еремина Даша
  13. Воробьев Рома
  14. Липченко Владик
  15. Баженов Рома
  16. Григорова Вероника
  17. Коченова Алиса
  18. Белов Егор
  19. Хромычкина Лиза
  20. Малышкина Кристина
  21. Стренина Юля
  22. Цатурова Оля
  23. Ермаков Юра
  24. Талина Настя

 

Список литературы:  

  1. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.;
  2. Хананова И. Н. «Соленое тесто» , 2006 г.
  3. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста», 2010 г.