
Кружок "Выжигание по дереву"
Пояснительная записка
Направленность: по своей направленности программа «Выжигание по дереву» относится к художественно-эстетическому направлению. Программа составлена с учетом требований работы кружка.
Программа предусматривает свободу выбора решения и самостоятельности каждому обучающемуся, содержит теоретический материал и достаточный перечень практических работ, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретные объекты работы, наиболее для него интересные. Обучающиеся могут изготавливать модель, не предусмотренную программой, но соответствующую той или иной теме.
Тип программы: программа «Выжигание по дереву» является модифицированной. Программа вариативная, что позволяет в процессе деятельности вносить изменения: сокращать материал по одной теме, увеличивать по другой, исключать темы и вводить новые. Это связано со многими объективными причинами: наличие или отсутствие древесных материалов, состояние материально-технической базы, практическая подготовленность обучающихся.
Актуальность: программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, обучающиеся не только получают знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигательным прибором становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся как с техническими, так и с художественными наклонностями.
Новизна: Настоящая программа предлагает обучающимся освоение различных композиционных схем, а также затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру, формирует личность обучающегося, реализующего свои возможности. Программа предусматривает индивидуальную работу с обучающимися, учитывает возрастные и психофизиологические особенности обучающегося. Работа по выжиганию развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок.
Педагогическая целесообразность: Данная программа пробуждает интерес к декоративно-прикладному творчеству, у обучающихся развивается усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам, умение ценить всё, что сделано им самим и другими людьми. Обучающийся учится видеть прекрасное, познаёт окружающий мир. Богатая детская фантазия, нестандартность мышления дают возможность создавать замечательные изделия своими руками.
Цели программы:
- формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся;
- развитие творческого воображения, приобретение трудовых умений и навыков, освоение способов работы с выжигателем;
- формирование у обучающихся художественной культуры, как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности;
- обучение навыкам декоративно-прикладного искусства.
Задачи программы:
Образовательные: знакомство с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием; научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки; научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами.
Развивающие: развитие эстетического и художественного вкуса, умения видеть прекрасное; расширение кругозора, творческого воображения, активности, интереса к предмету; развитие умения управлять своим поведением, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Воспитательные: воспитание чувства принадлежности к социуму, формирование общественных ценностей; воспитание культуры чувств: отношение к человеку, природе, обществу.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 лет и взрослых. Срок реализации программы – 1 год обучения. Всего на освоение программы отводится 108 часов.
Общая характеристика учебного процесса: В реализации учебно-воспитательного процесса используются педагогические технологии: индивидуальный и дифференцированный подход, групповые и индивидуальные формы работы. Большую роль в программе отводят накоплению знаний и умений (технических, технологических, общеобразовательных, художественных).
Важную роль играет в обучении образец, изготовленный педагогом.
Наглядность результата своей будущей работы стимулирует обучающихся, побуждает их внимательно осваивать технологический процесс. Основным методом передачи информации на начальном этапе обучения является репродуктивный метод. Педагог знакомит обучающихся с различными вариантами выжигания, учит выбирать из предложенных элементов оформления наиболее оптимальные и комбинировать их, что становится в дальнейшем базой для самостоятельного творчества.
В программе заложены часы на участие в выставках. Посещение их развивает художественное воображение, фантазию. Участие в выставках, подготовка к ним дают возможность почувствовать значимость – свою личную и своего творческого труда.
При реализации программы используются различные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративные (методы обучения, при использовании которых обучающиеся воспринимают и усваивают готовую информацию – рассказ, беседа, дискуссия, просмотр мастер-классов),
- репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковые методы обучения (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательские методы обучения (овладение обучающимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы).
На занятиях создаётся непринуждённая творческая атмосфера, используются разнообразные формы и методы их организации и проведения: демонстрация иллюстративного и методического материала, использование игровых ситуаций, наблюдение и зарисовки во время экскурсии или прогулки, а также чередование видов творческой деятельности и т.д.
№
|
Тема
|
Количество часов
|
Формы и методы контроля
|
||
всего
|
теория
|
практика
|
|||
1
|
Вводное занятие. Правила безопасности
|
2
|
2
|
-
|
Вводный контроль,
Диагностические задания.
|
2.
|
Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.
|
2
|
1
|
1
|
Текущий контроль,
самостоятельная
работа.
|
3.
|
Методическая работа
|
10
|
8
|
2
|
|
4.
|
Выжигание по дереву
|
84
|
20
|
64
|
Промежуточный
контроль,
самостоятельная
работа.
|
5.
|
Оформление выставок.
|
6
|
3
|
3
|
Итоговый
контроль,
выставка.
|
6.
|
Экскурсии
|
2
|
1
|
1
|
Текущий
контроль.
|
7.
|
Заключительное занятие
|
2
|
1
|
1
|
Открытое занятие,
выставка.
|
|
Итого
|
106
|
36
|
72
|
|