Театральная маска

Программа работы кружка "Театральная маска"

Срок реализации 1 год.

«Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребенку, поскольку в её основе лежит игра-неиссякаемый источник творчества».

Пояснительная записка

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но в то же время они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством и музыкой.

Привлечение детей дошкольного и младшего школьного возраста возраста к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.

Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Занятия в театральном кружке приобщают ребят к творчеству, развивают их способности, воспитывает чувство коллективизма, чувство прекрасного.

Программа работы кружка " Театральная маска" направлена на создание условий для активизации театрализованной деятельности дошкольников и детей младшего школьного возраста, формирование эстетических и познавательных способностей как неотъемлемой характеристики их мировосприятия и поведения.

Новизна и актуальность программы:

Программа обучения театральному искусству с дошкольного  и младшего школьного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Основной целью программы является:

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;

2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

4.Развитие сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ  спектаклей.

Особенности программы

Каждый ребенок одарен природной способностью творить, и развить эти способности именно в дошкольном  и младшем школьном ввозрасте и является первоочередной задачей данной программы.

Данная программа направлена на развитие техники и логики речи, развитие артикуляции, развитие музыкальных и артистических способностей, а также приобщение к миру искусства.

В основе программы лежит интеграция предметов художественно-эстетического цикла. Все эти предметы направлены на развитие духовной личности, творческих способностей ребенка, умения видеть и творить прекрасное.

Интегрированное обучение, использование природной музыкальности ребенка в сочетании с игрой, как ведущим видом деятельности дошкольника и позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческие способности.

Данная программа предполагает поддерживать тесный контакт с родителями, привлекая их к изготовлению костюмов, разучиванию ролей

Содержание программы «Театральная маска» взаимосвязана с программой Н.Сорокина «Театр, творчество, дети».

Программа «Театральная маска "включает в себя 4 основных раздела:

Основы театральной культуры;

Театральная игра;

Ритмопластика;

Культура и техника речи;

На одном занятии могут изучаться темы из разных разделов, и руководитель театрального кружка строит свою работу таким образом, чтобы не нарушать целостность педагогического и творческого процесса, учитывая поставленные цели и задачи эстетического воспитания.

Ведущий методический прием– метод художественной импровизации.

Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий, которые включают в себя проведение бесед об искусстве, работу над пьесой. Итогом деятельности кружка является воспитание у ребят активного восприятия искусства, участие в постановке спектаклей.

Возраст детей

В реализации программы по дополнительному образованию участвуют дети 5-9 лет

Продолжительность образовательного процесса по программе составляет 9 месяцев (с 01.09 по 31.05.)

В течение 1 месяца предусмотрено 8 занятий, которые включаю себя:

чтение литературы,

сочинение сказок, придумывание историй для постановки;

упражнения для социально-эмоционального развития детей;

игры-драматизации и коррекционно-развивающие игры;

упражнения на развитие речевого аппарата (артикуляционная гимнастика);

упражнения на развитие детской пластики;

упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

театральные этюды;

подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятия в неделю.

Режим занятий: понедельник - воскресенье, 18.00 ч-19.00 ч.,17.00 ч - 18.00 ч.

Формы проведения театрального кружка: рассказы, беседы,совместный просмотр детского спектакля, конкурсы, игры (драматизации, имитации, дидактические, музыкально-двигательные, речевые).

Ожидаемые результаты

В результате занятий в кружке дети получают следующие навыки и умения:

- умеют выражать свои впечатления словом, мимикой и жестом;

- овладевают навыками самостоятельно найти выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, жест, речевую интонацию;

- умеют создавать художественные образы, используя для этой цели игровые, песенные и танцевальные импровизации;

- выступают перед зрителями, не испытывая дискомфорта, а получая удовольствие от творчества;

- умеют анализировать свои поступки, поступки сверстников, героев художественной литературы;

- умеют взаимодействовать с партнером по сцене.

Подведение итогов работы кружка осуществляется через постановку театрализованных представлений для зрителй СДК Шабурново:

ноябрь  - спектакль «Прыг, Шмыг и Голосистое Горлышко» по мотивам русской народной сказки «Колосок» авт. Е.В.Горбина, М.А.Михайлова;

февраль –  сказка «хитрый ежик» по пьесе Н . Гернет и Е. Сперанского..

май  – спектакль « Теремок» по мотивам  русской народной сказки;

Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного  и младшего школьного возраста проводится в середине и в конце учебного года. (Приложение 1.)

Содержание дополнительной образовательной программы

В содержание дополнительной образовательной программы кружка «Театральная маска» включены четыре основных раздела:

Основы театральной культуры - призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Раздел включает в себя основные направления: особенности и виды театрального искусства, театр снаружи и изнутри, рождение спектакля, культура зрителя.

Театральная игра – направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие и специальные театральные игры.

Ритмопластика - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Культура и техника речи - объединяет игры и упражнения, на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие образную связную речь, творческую фантазию.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о клубном формировании "Театральная маска" .

Шабурновского СДК .

 

I. Общие положения.

1.Настоящее Положение регулирует деятельность театрального кружка .

2. В своей деятельности кружок руководствуется:

- действующим Законодательством РФ, законодательством о культуре;

- Уставом МБУК «КДЦ им.  Сосина В.Н.», положением о СДК, положением о коллективе;

3. Кружок создаётся в целях удовлетворения духовных запросов и культурных потребностей населения в сфере досуга на основе совместной творческой деятельности.

4.Кружок в рамках своей деятельности :

-проводит, репетиции, ставит спектакли;

-обсуждает результаты своей деятельности;

-участвует в мероприятиях культурно-массового характера.

II. Цели и задачи.

Развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных, физических качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру театра.

 

Исходя из целей программы предусматривается решение следующих основных задач:

1.Развитие творческих способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;

2.Развитие навыков актерского мастерства и сценической речи;

3.Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;

 

-развитие и повышение исполнительского мастерства в самодеятельном  творчестве;

-создание нового репертуара;

-реализация творческих способностей и активное участие в мероприятиях;

-воспитание художественного вкуса в восприятии  музыки;

- выявление талантливой и инициативной молодёжи;

 

III. Организация деятельности кружка.

1.Кружок создаётся, реорганизуется и ликвидируется по решению культ. организатора СДК. Бессоновой С.Г. по согласованию с директором МБУК" КДЦ им .Сосина В.Н."-Рыжаковой И.А.

2. Руководитель кружка Бессонова С.Г. составляет расписание работы, репертуарный план, ведёт журнал учёты работы кружка, составляет перспективные и текущие планы на участие в различных мероприятиях СДК, конкурсах .

3. Наполняемость кружка не менее 6 человек.

IV. Руководство кружка ,и контроль  за его деятельностью.

1 Руководство и контроль  за деятельностью кружка осуществляет культ.организатор  СДК Бессонова С.Г.

2 Непосредственное руководство кружком осуществляет  Бессонова С.Г.

3 Ответственность за содержание деятельности кружка несёт культ. организатор СДК Бессонова С.Г.

 

Список участников клубного формирования «Театральная маска»

 

Ф.И.О. участника

Дата рождения

Ф.И.О.

родителей

Контактный телефон

1.

Букина Елизавета Максимовна

29.01 2008 г.

Букина А.И.

8.968.890.72.90

2.

Лужных Мария Максимовна

22.01.2011 г.

Лужных М.В.

8.903.286.45.22

3.

Терехова Анна Романовна

12.10 .2008 г.

Мозговая О.А.

8903.109.26.49

4.

Фролова Софья Александровна

 

Фролов А.

8905.521.37.80

8903.001.60.17.

5

Васильева Алена Андреевна

28.08.2006 г.

 

 

6.

Вещунова Анастасия

 

 

 

План работы  кружков, клубов по интересам Шабурновского СДК.

«Театральная маска»

Форма работы

Название мероприятия

период

Ответственные

1.

Спектакль

«Как Дед Пихто Дедом Морозом был»

январь

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

2.

Викторина

«По русским народным сказкам»

февраль

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

3.

 

4.

Спектакль

 

«Театрализованное представление»

«Хитрый ежик» -2 я часть

«Поклон тебе Авдотья Изотьевна»

Март

 

Март

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

5.

«Театрализованное представление»

«Веселые вытворяшки»

апрель

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

5.

Игровая программа

«Теремок»

Май

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

6.

Конкурс

«Лучший этюд»

сентябрь

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.

7.

 

 

 

Викторина

 

 

 

«Улетаем на юг»

 

 

 

Октябрь

 

 

 

Шабурновский сельский дом культуры

Бессонова С.Г.

8.

 

 

 

Викторина

 

 

 

«Любимые вещички мамы»

 

 

Ноябрь

 

 

 

«Шабурновский Сельский Дом Культуры»

Бессонова С.Г.

 

 

9.

 

 

Спектакль

 

 

«Морозко»

 

 

 

Декабрь

 

«Шабурновский сельский дом культуры»

Бессонова С.Г.