Главная / Наши филиалы / Филиал «Шабурновский СДК» / Вокально-инструментальный кружок "НеВариант"

Вокально-инструментальный кружок "НеВариант"

Вокально-инструментальный ансамбль

«НеВариант»

Руководитель: Козлов А.Б.

«Добрая мечта и неутолимое желание ее исполнить – значит, что мечта исполнится».

Силован Рамишвили

Ты еще не с нами? Мы ждем тебя!

Добро пожаловать в наш музыкальный мир!

Пояснительная записка

Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом морали и нравственности. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Основным направлением программы ВИА является воспитание гармонично развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально - эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе использования лучших образцов народной и зарубежной песенной литературы, а так же классической и современной музыки. Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.

Занятия проводятся каждую субботу с 17:00 до 19:00 часов.

Уровень освоения программы – углублённый. Процесс обучения в коллективе строится на развитии творчества с первых занятий.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Более четверти века прошло с тех пор, как началось повсеместное развитие профессионального и самодеятельного вокально-инструментального творчества. Рождение нового музыкального направления стало возможным благодаря достижениям техники, а именно появлением электронной аппаратуры. Научно-технический прогресс дал ВИА (вокально-инструментальным ансамблям) множество различных электроинструментов и вместе с ними необычность, яркость и новизну звучания. Оригинальные тембры электрооргана и синтезатора в сочетании с электрогитарами и микрофонным пением, с ритмической поддержкой ударной установки породили новую звуковую организацию. Комплекс новых художественных средств выразительности, зрелищная исполнительская манера артистов ВИА представляют собой очень живой и динамичный способ творческого музицирования, специфической особенностью которого является совместное групповое пение, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Самое главное, что ВИА – это творческая лаборатория, где постоянно идет эксперимент: от подбора по слуху простейшего аккомпанемента к песне до создания крупномасштабных композиций. Потребность в вокально-инструментальном музицировании связана с таким важным для молодежи фактором, как общение. Именно поэтому молодые люди стремятся быть принятыми в группу, где, естественно, они должны разделять общие для всех музыкальные взгляды. Современная поп, рок музыка пользуется большой популярностью среди подростков. А значит, является реальным средством решения проблемы свободного времени и отличной профилактикой по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, хулиганством среди молодежи. Помимо изучения лучших мировых стандартов, стилей, направлений данного жанра учащиеся знакомятся и используют в творчестве элементы национального фольклора.

Цель программы - развитие музыкальных способностей и формирование музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой деятельности через вокально - инструментальное исполнительство.

Задачи.

Обучающие:

- получение знаний об инструменте, практическое освоение его;

- знакомство с теорией музыки;

- представление о том, как создаётся музыкальное произведение;

- получение знаний о музыки вообще и о жанре в частности;

Развивающие:

- развитие творческих способностей участников ансамбля;

- достижение максимально возможного исполнительского уровня;

- реализация творческого и исполнительского потенциала в концертной программе, чувствуя свою востребованность.

Воспитательные.

В процессе обучения воспитываются такие качества, как усидчивость, терпение, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, ответственность.

Отличительной особенностью данной программы являются идея не столько узко профессионального развития (для этого существуют специальные учебные заведения), а скорее как средство отвлечь молодежь  от «улицы». Своё собственное творчество, как ничто другое, является сильнейшим средством профилактики разного рода негативных влияний. Человек занят важным и интересным для него делом. В процессе общения со своими коллегами по коллективу формируется среда единомышленников. Ребята становятся друзьями, соавторами. Поскольку ВИА коллективный вид творчества, то появляется зависимость каждого от каждого. И это формирует этику общения взаимного уважения, ощущение своей необходимости. Возраст детей, участвующих в реализации программы ВИА от 12 до 35 лет. Учащиеся создают концертную программу, отдельные номера которой. Выступая с этой программой на фестивалях, конкурсах, мероприятиях они постоянно совершенствуют при этом полученные навыки. Приём в объединение ВИА свободный, проводится по желанию детей и родителей. Также принимаются дети, умеющие играть.

Формы и режим занятий. В зависимости от содержания материала, его сложности, особенности могут использоваться формы организации занятий: индивидуальные. Занятия проводятся по два часа 1 раз в неделю.

Формы проведения занятий.

Занятия могут проходить в форме:

- практическое занятие

- концерт

- традиционные занятие

- репетиции

- творческие встречи

- конкурс

– фестиваль

 Ожидаемые результаты

По окончании первого года обучения ученики получают необходимый минимум теоретических знаний по теории музыки, музыкальной грамоты, нотной записи, строю инструментов, определению тональности и возможность разобрать свою партию, прочитать её. Из практических навыков учащиеся овладеют правильной постановкой рук, правильным звукоизвлечением, исполнительскими приёмами.

К концу первого года обучения ученик должен:

Гитара

Знать:

1. Принцип построения мажорных гамм.

2. Аппликатуру минорных и мажорных аккордов.

3. Технику безопасности.

4. Буквенную запись, знаки сокращения записи.

Уметь:

1. Играть минорные и мажорные аккорды и быстро перемещаться между ними.

2. Определять местоположения любого аккорда.

3. Пользоваться гитарными эффектами.

Ударные инструменты.

 Знать:

 1. Длительности нот, размер.

 2. Название барабанов и тарелок.

 3 Основные ритмические рисунки, используемые в ВИА.

 Уметь:

 1. Играть четыре базовых упражнения на время в темпе.

 2. Играть акцентированным ударом, подчеркивать нужную долю.

 3. Работать с метрономом.

Клавишные инструменты.

 Знать:

1. Построение и обращения аккордов.

2. Запись аккордов буквенными обозначениями.

3. Назначение программ (звуков) в электронных клавишных.

Уметь:

1. Обращаться с современными клавишами.

2. Играть обеими руками.

Вокал.

 Знать:

1. Принципы вокального дыхания.

2. Основные правила вокальной дикции и гигиены голоса

Уметь:

1. Петь несколько произведений разного характера.

2. Петь в ансамбле.

3. Правильно дышать во время пения.

 

Календарно-тематическое планирование:

Вокально-инструментальный ансамбль «НеВариант»

1 год обучения

 

Месяц

№ занятия

Дата

Наименование раздела

Кол. часов

Теория

Практика

Октябрь

1

05.10.2019

Вводное занятие.

2

2

 

 

2

12.10.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

1

1

 

3

19.10.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

 

4

26.10.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

Ноябрь

5

02.11.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

 

6

09.11.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

 

7

16.11.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

1

1

 

8

23.11.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

Декабрь

9

07.12.2019

Вокал. Основы.

2

1

1

 

10

14.12.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

 

11

21.12.2019

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

 

2

Январь

12

11.01.2020

Основы музыкальной грамоты.

2

1

1

 

13

18.01.2020

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки.

2

1

1

 

14

25.01.2020

Вокально-ансамблевая работа.

2

 

2

Февраль

15

01.02.2020

Вокально-ансамблевая работа.

2

 

2

 

16

08.02.2020

Основы музыкальной грамоты.

2

1

1

 

17

15.02.2020

Музыкально-образовательные беседы,

слушание музыки

2

1

1

 

18

29.02.2020

Основы сценического движения и ритмики.

2

1

1

Март

19

14.03.2020

Основы сценического движения и ритмики.

2

 

2

 

20

21.03.2020

Вокально-ансамблевая работа.

2

1

1

 

21

28.03.2020

Вокально-ансамблевая подготовка.

2

1

1

Апрель

22

04.04.2020

Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты,

клавишные инструменты)

2

1

1

 

23

11.04.2020

Основы гармонии и строение музыкальной

формы.

2

1

1

 

24

18.04.2020

Вокально-ансамблевая работа.

2

 

2

 

25

25.04.2020

Итоговое занятие. Вокально-ансамблевая работа.

2

 

2

ИТОГО

25

 

 

50

14

36

 

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1. Вводное занятие.

Теоретические занятия.

 Знакомство с программой, требования к организации занятий, беседа по технике безопасности. История появления вокально-инструментальных ансамблей.

Тема 2. Занятия на инструменте.

Гитара.

 Теоретические занятия.

Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и настройка гитары. Посадки исполнителя, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Строй гитары, бас-гитары и позиция. Буквенные обозначения.

Практические занятия.

Аккорды и их аппликатура. Баррэ. Приёмы звукоизвлечения.

Ударные инструменты.

Теоретические занятия.

Сведения об инструменте, его устройство. Основы музыкальной грамоты: размер, темп, ритм. Посадка. Постановка рук.

Практические занятия.

Упражнения на координацию рук, ног. Пунктированные ритмы.

Клавишные инструменты.

Теоретические занятия.

Роль и функция клавишных инструментов в ансамбле. Клавишные как солирующий инструмент. Клавишные в аккомпанементе. Особенности партий аккомпанемента в зависимости от стилей произведения.

Практические занятия.

Освоение включения и изменения программ (звуков) в современных клавишных. Деление клавиатуры на левую часть и правую – солирующую. Игра левой рукой аккордами в их обращениях. Читка левой рукой аккордов по буквенным обозначениям. Соединение обеих рук в гармоническую и мелодическую функции.

Тема 3. Вокал.

Теоретические занятия.

Дикция и основные правила произношения в пении: согласных, гласных, согласных в середине и в конце слова, правильное ударение в словах. Логика речи: нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение и помогающее понять, подчеркнуть мысль в музыкальной фразе. Характер певческой дикции в зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание песен различного характера. Практические занятия.

Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряд, интонировании вводных звуков с разрешением. Гаммы, интервалы, трезвучия. Пение упражнений.

Тема 4. Основы музыкальной грамоты.

 Теоретические занятия. Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, динамика, длительность, тембр). Октавы. Расположение нот на нотном стане в скрипичном и басовом ключах. Длительность. Пауза. Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовая черта. Затакт. Ритм и особые виды ритмических делений. Группировки.

Практические занятия.

 Чтение нотных примеров с тактированием. Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного звукоряда. Определение на слух устойчивых ступеней лада. Минорный лад. Построение минорного звукоряда. Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Интервалы в ладу и их разрешение. Консонансы и диссонансы. Определение на слух интервалов.

Тема 5. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Теоретические занятия.

Темы для изучения.

1. Роль и значение музыки в нашей жизни.

2. Жанровое разнообразие музыки: вокальная, инструментальная; камерное искусство и крупные формы.

3. Музыкальное средство выражения. Образ.

 

4. Основные средства музыкальной выразительности – мелодия, гармония, темп, тембр, динамика.

5. Структура музыки ( музыкальные формы).

6. Народно-песенные истоки музыки.  

        7. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.

Практические занятия.

Музыкальная иллюстрация для прослушивания.

Битлз. Песняры. Весёлые ребята. Поющие гитары.

 

Список участников

 

ФИО

Дата рождения

1

Родина Анна Сергеевна

20.11.2002

2

Недюдина Ксения Александровна

27.10.1999

3

Ревкова Яна Сергеевна

11.06.2003

4

Сабанова Кристина Дмитриевна

23.04.2007

5

Малышев Матвей Алексеевич

10.06.2003

6

Гумницкий Роман Вячеславович

31.07.1994

7

Букина Елизавета Максимовна

16.01.2010

8

Гальянова Екатерина Александровна

12.10.2000

9

Гумницкий Дмитрий  Вячеславович

03.05.2002