
Вокально-инструментальный кружок "НеВариант"
Вокально-инструментальный ансамбль
«НеВариант»
Руководитель: Козлов А.Б.
«Добрая мечта и неутолимое желание ее исполнить – значит, что мечта исполнится».
Силован Рамишвили
Ты еще не с нами? Мы ждем тебя!
Добро пожаловать в наш музыкальный мир!
Пояснительная записка
Музыкальное искусство с древних времён считалось не только источником эстетического и духовного развития личности, но и определённым фундаментом морали и нравственности. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность.
Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Основным направлением программы ВИА является воспитание гармонично развитой личности, приобщение молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально - эстетического вкуса, расширение общего кругозора на основе использования лучших образцов народной и зарубежной песенной литературы, а так же классической и современной музыки. Правильно организованная и тщательно продуманная работа ВИА способствует подъёму общей музыкальной культуры, развивает чувство коллективизма, ответственности, формирует нравственные и музыкально эстетические взгляды, мировоззрение.
Занятия проводятся каждую субботу с 17:00 до 19:00 часов.
Уровень освоения программы – углублённый. Процесс обучения в коллективе строится на развитии творчества с первых занятий.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Более четверти века прошло с тех пор, как началось повсеместное развитие профессионального и самодеятельного вокально-инструментального творчества. Рождение нового музыкального направления стало возможным благодаря достижениям техники, а именно появлением электронной аппаратуры. Научно-технический прогресс дал ВИА (вокально-инструментальным ансамблям) множество различных электроинструментов и вместе с ними необычность, яркость и новизну звучания. Оригинальные тембры электрооргана и синтезатора в сочетании с электрогитарами и микрофонным пением, с ритмической поддержкой ударной установки породили новую звуковую организацию. Комплекс новых художественных средств выразительности, зрелищная исполнительская манера артистов ВИА представляют собой очень живой и динамичный способ творческого музицирования, специфической особенностью которого является совместное групповое пение, возможность индивидуальной и коллективной импровизации и активного диалога с аудиторией. Самое главное, что ВИА – это творческая лаборатория, где постоянно идет эксперимент: от подбора по слуху простейшего аккомпанемента к песне до создания крупномасштабных композиций. Потребность в вокально-инструментальном музицировании связана с таким важным для молодежи фактором, как общение. Именно поэтому молодые люди стремятся быть принятыми в группу, где, естественно, они должны разделять общие для всех музыкальные взгляды. Современная поп, рок музыка пользуется большой популярностью среди подростков. А значит, является реальным средством решения проблемы свободного времени и отличной профилактикой по борьбе с наркоманией, алкоголизмом, хулиганством среди молодежи. Помимо изучения лучших мировых стандартов, стилей, направлений данного жанра учащиеся знакомятся и используют в творчестве элементы национального фольклора.
Цель программы - развитие музыкальных способностей и формирование музыкальной культуры для осуществления социально-значимой творческой деятельности через вокально - инструментальное исполнительство.
Задачи.
Обучающие:
- получение знаний об инструменте, практическое освоение его;
- знакомство с теорией музыки;
- представление о том, как создаётся музыкальное произведение;
- получение знаний о музыки вообще и о жанре в частности;
Развивающие:
- развитие творческих способностей участников ансамбля;
- достижение максимально возможного исполнительского уровня;
- реализация творческого и исполнительского потенциала в концертной программе, чувствуя свою востребованность.
Воспитательные.
В процессе обучения воспитываются такие качества, как усидчивость, терпение, умение выстраивать взаимоотношения в коллективе, ответственность.
Отличительной особенностью данной программы являются идея не столько узко профессионального развития (для этого существуют специальные учебные заведения), а скорее как средство отвлечь молодежь от «улицы». Своё собственное творчество, как ничто другое, является сильнейшим средством профилактики разного рода негативных влияний. Человек занят важным и интересным для него делом. В процессе общения со своими коллегами по коллективу формируется среда единомышленников. Ребята становятся друзьями, соавторами. Поскольку ВИА коллективный вид творчества, то появляется зависимость каждого от каждого. И это формирует этику общения взаимного уважения, ощущение своей необходимости. Возраст детей, участвующих в реализации программы ВИА от 12 до 35 лет. Учащиеся создают концертную программу, отдельные номера которой. Выступая с этой программой на фестивалях, конкурсах, мероприятиях они постоянно совершенствуют при этом полученные навыки. Приём в объединение ВИА свободный, проводится по желанию детей и родителей. Также принимаются дети, умеющие играть.
Формы и режим занятий. В зависимости от содержания материала, его сложности, особенности могут использоваться формы организации занятий: индивидуальные. Занятия проводятся по два часа 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий.
Занятия могут проходить в форме:
- практическое занятие
- концерт
- традиционные занятие
- репетиции
- творческие встречи
- конкурс
– фестиваль
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения ученики получают необходимый минимум теоретических знаний по теории музыки, музыкальной грамоты, нотной записи, строю инструментов, определению тональности и возможность разобрать свою партию, прочитать её. Из практических навыков учащиеся овладеют правильной постановкой рук, правильным звукоизвлечением, исполнительскими приёмами.
К концу первого года обучения ученик должен:
Гитара
Знать:
1. Принцип построения мажорных гамм.
2. Аппликатуру минорных и мажорных аккордов.
3. Технику безопасности.
4. Буквенную запись, знаки сокращения записи.
Уметь:
1. Играть минорные и мажорные аккорды и быстро перемещаться между ними.
2. Определять местоположения любого аккорда.
3. Пользоваться гитарными эффектами.
Ударные инструменты.
Знать:
1. Длительности нот, размер.
2. Название барабанов и тарелок.
3 Основные ритмические рисунки, используемые в ВИА.
Уметь:
1. Играть четыре базовых упражнения на время в темпе.
2. Играть акцентированным ударом, подчеркивать нужную долю.
3. Работать с метрономом.
Клавишные инструменты.
Знать:
1. Построение и обращения аккордов.
2. Запись аккордов буквенными обозначениями.
3. Назначение программ (звуков) в электронных клавишных.
Уметь:
1. Обращаться с современными клавишами.
2. Играть обеими руками.
Вокал.
Знать:
1. Принципы вокального дыхания.
2. Основные правила вокальной дикции и гигиены голоса
Уметь:
1. Петь несколько произведений разного характера.
2. Петь в ансамбле.
3. Правильно дышать во время пения.
Календарно-тематическое планирование:
Вокально-инструментальный ансамбль «НеВариант»
1 год обучения
Месяц |
№ занятия |
Дата |
Наименование раздела |
Кол. часов |
Теория |
Практика |
Октябрь |
1 |
05.10.2019 |
Вводное занятие. |
2 |
2 |
|
|
2 |
12.10.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
19.10.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
|
4 |
26.10.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
Ноябрь |
5 |
02.11.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
|
6 |
09.11.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
|
7 |
16.11.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
1 |
1 |
|
8 |
23.11.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
Декабрь |
9 |
07.12.2019 |
Вокал. Основы. |
2 |
1 |
1 |
|
10 |
14.12.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
|
11 |
21.12.2019 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
|
2 |
Январь |
12 |
11.01.2020 |
Основы музыкальной грамоты. |
2 |
1 |
1 |
|
13 |
18.01.2020 |
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
25.01.2020 |
Вокально-ансамблевая работа. |
2 |
|
2 |
Февраль |
15 |
01.02.2020 |
Вокально-ансамблевая работа. |
2 |
|
2 |
|
16 |
08.02.2020 |
Основы музыкальной грамоты. |
2 |
1 |
1 |
|
17 |
15.02.2020 |
Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки |
2 |
1 |
1 |
|
18 |
29.02.2020 |
Основы сценического движения и ритмики. |
2 |
1 |
1 |
Март |
19 |
14.03.2020 |
Основы сценического движения и ритмики. |
2 |
|
2 |
|
20 |
21.03.2020 |
Вокально-ансамблевая работа. |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
28.03.2020 |
Вокально-ансамблевая подготовка. |
2 |
1 |
1 |
Апрель |
22 |
04.04.2020 |
Занятия на инструменте. (Гитара, ударные инструменты, клавишные инструменты) |
2 |
1 |
1 |
|
23 |
11.04.2020 |
Основы гармонии и строение музыкальной формы. |
2 |
1 |
1 |
|
24 |
18.04.2020 |
Вокально-ансамблевая работа. |
2 |
|
2 |
|
25 |
25.04.2020 |
Итоговое занятие. Вокально-ансамблевая работа. |
2 |
|
2 |
ИТОГО |
25 |
|
|
50 |
14 |
36 |
Содержание программы
Первый год обучения
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретические занятия.
Знакомство с программой, требования к организации занятий, беседа по технике безопасности. История появления вокально-инструментальных ансамблей.
Тема 2. Занятия на инструменте.
Гитара.
Теоретические занятия.
Знакомство с инструментом: общие сведения, устройство и настройка гитары. Посадки исполнителя, положение гитары, постановка рук, извлечение звука. Строй гитары, бас-гитары и позиция. Буквенные обозначения.
Практические занятия.
Аккорды и их аппликатура. Баррэ. Приёмы звукоизвлечения.
Ударные инструменты.
Теоретические занятия.
Сведения об инструменте, его устройство. Основы музыкальной грамоты: размер, темп, ритм. Посадка. Постановка рук.
Практические занятия.
Упражнения на координацию рук, ног. Пунктированные ритмы.
Клавишные инструменты.
Теоретические занятия.
Роль и функция клавишных инструментов в ансамбле. Клавишные как солирующий инструмент. Клавишные в аккомпанементе. Особенности партий аккомпанемента в зависимости от стилей произведения.
Практические занятия.
Освоение включения и изменения программ (звуков) в современных клавишных. Деление клавиатуры на левую часть и правую – солирующую. Игра левой рукой аккордами в их обращениях. Читка левой рукой аккордов по буквенным обозначениям. Соединение обеих рук в гармоническую и мелодическую функции.
Тема 3. Вокал.
Теоретические занятия.
Дикция и основные правила произношения в пении: согласных, гласных, согласных в середине и в конце слова, правильное ударение в словах. Логика речи: нахождение и выделение основного слова, несущего логическое ударение и помогающее понять, подчеркнуть мысль в музыкальной фразе. Характер певческой дикции в зависимости от характера музыки и содержания произведения. Разучивание песен различного характера. Практические занятия.
Пение отдельных звуков, устойчивых ступеней, звукоряд, интонировании вводных звуков с разрешением. Гаммы, интервалы, трезвучия. Пение упражнений.
Тема 4. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические занятия. Сведения о музыкальном звуке и его свойствах (высота, динамика, длительность, тембр). Октавы. Расположение нот на нотном стане в скрипичном и басовом ключах. Длительность. Пауза. Сильные и слабые доли такта. Понятие о ритме, метре, размере. Такт и тактовая черта. Затакт. Ритм и особые виды ритмических делений. Группировки.
Практические занятия.
Чтение нотных примеров с тактированием. Тон и полутон. Звукоряд. Цифровое обозначение ступеней звукоряда. Понятие о ладе. Мажор и минор. Построение мажорного звукоряда. Определение на слух устойчивых ступеней лада. Минорный лад. Построение минорного звукоряда. Пение небольших примеров в миноре с тактированием. Интервалы в ладу и их разрешение. Консонансы и диссонансы. Определение на слух интервалов.
Тема 5. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. Теоретические занятия.
Темы для изучения.
1. Роль и значение музыки в нашей жизни.
2. Жанровое разнообразие музыки: вокальная, инструментальная; камерное искусство и крупные формы.
3. Музыкальное средство выражения. Образ.
4. Основные средства музыкальной выразительности – мелодия, гармония, темп, тембр, динамика.
5. Структура музыки ( музыкальные формы).
6. Народно-песенные истоки музыки.
7. Танцевальные традиции и ритмы современной музыки.
Практические занятия.
Музыкальная иллюстрация для прослушивания.
Битлз. Песняры. Весёлые ребята. Поющие гитары.
Список участников
№ |
ФИО |
Дата рождения |
1 |
Родина Анна Сергеевна |
20.11.2002 |
2 |
Недюдина Ксения Александровна |
27.10.1999 |
3 |
Ревкова Яна Сергеевна |
11.06.2003 |
4 |
Сабанова Кристина Дмитриевна |
23.04.2007 |
5 |
Малышев Матвей Алексеевич |
10.06.2003 |
6 |
Гумницкий Роман Вячеславович |
31.07.1994 |
7 |
Букина Елизавета Максимовна |
16.01.2010 |
8 |
Гальянова Екатерина Александровна |
12.10.2000 |
9 |
Гумницкий Дмитрий Вячеславович |
03.05.2002 |